Рекомендации по созданию коррекционной направленности образовательного

процесса для воспитанников среднего и старшего дошкольного возраста

Изучение состава воспитаников в дошкольном учреждении свидетельствует о том, что значительно увеличилось число детей с речевыми нарушениями. Учитывая, что в данной ситуации специальные группы не могут принять всех нуждающихся, а некоторые родители по какой- либо причине не могут или не желают переводить своего ребёнка в специализированную группу. С нашей же стороны неправомерно отказывать ребёнку в оказании коррекционной  помощи, так как в данной ситуации будут нарушаться его права. Поэтому необходимо организовывать работу с детьми старшего и среднего дошкольного возраста, имеющими незначительные речевые нарушения путём консультативной деятельности. Такая деятельность включает в себе тесную взаимосвязь работы по преодолению нарушения между учителем-дефектологом, воспитателями групп, музыкальными руководителями, руководителями по физическому воспитанию, самого ребёнка и его родителей.

Работа по преодолению речевых нарушений не может ограничиваться индивидуальными занятиями и консультациями с учителем-дефектологом. Она эффективна только при условии закрепления умений, полученных ребёнком. Поэтому участникам такого коррекционного микропроцесса необходимо соблюдать «Единый речевой режим» - строго очерченный круг требований к общей речевой культуре, устной речи детей и взрослых. В первую очередь это правильная, выразительная речь учителя-дефектолога, воспитателя, младшего воспитателя, музыкального руководителя, руководителя по физическому воспитанию, родителей, которая должна быть образцом для дошкольника. Так же каждому участнику коррекционной работы необходимо знать причину и речевые возможности ребёнка, с которыми знакомит учитель-дефектолог. Помимо этого, участники коррекционной работы обязаны всегда и везде исправлять ошибки в речи ребёнка, делая это спокойно. Необходимо следить, чтобы ребёнок аккуратно, без пропусков посещал занятия. Необоснованные пропуски занятий прерывают коррекцию, и зачастую приходится начинать работу сначала.

К сожалению, взаимодействие и преемственность всех участников процесса порой наладить весьма трудно, но необходимо, так как способствует более высоким темпам речевого развития. Результатом такой совместной деятельности являются чистая, правильная речь детей, хорошая подготовка их к школе, успешное обучение их в дальнейшем.

Отметим основные направления взаимодействия взрослых в индивидуальном коррекционном процессе.

Чаще всего дети выводятся на коррекционное обучение вне специализированной группы по показаниям ПМПК или по желанию родителей. В том случае, если инициатива исходит от родителей необходимо, чтобы было подтверждение специалистов в необходимости проведения коррекционной работы с данным ребёнком. Обычно речевые нарушения у таких детей минимальные и коррекция не требует длительного времени. Вопрос об обучении ребёнка, выяснение формы организации коррекционной помощи решается совместно с родителями, но при этом учитель-дефектолог может проявить определённую настойчивость в своих рекомендациях. Однако, если родители не будут убеждены в правоте рекомендаций они имеют право отказаться от данного вида работы и поступить так, как они считают нужным.  Взаимодействие педагогов и родителей должно носить конструктивное направление иначе коррекционная работа не будет достаточно эффективной. В лице родителей необходимо найти активных союзников. Организовывая общение, следует совместно искать ответы на вопрос «Что делать?», оставив в стороне поиски ответа на вопрос «Кто виноват?».

Самое главное, что должны понять родители, - без их участия, поддержки результат работы будет минимальным.

В процессе взаимодействия с родителями воспитатель указывает, чем и как следует заниматься с ребёнком дома, как пользоваться практическим материалом, чтобы ребёнок не только получал знания, вырабатывал определённые навыки и умения, но и испытывал интерес к речевым занятиям.

Руководя деятельностью родителей, воспитатель, как активный участник коррекционного процесса должен обратить их внимание на такие моменты:

  • Поэтапное выполнение заданий учителя-дефектолога
  • Затруднения при освоении нового материала

Воспитатель должен знать основные отличия работы по формированию звукопроизношения от работы по исправлению звукопроизношения. Исправление звукопроизношения можно рассматривать как специализированный процесс, а вот формирование звукопроизношения – это систематическая работа со всеми детьми группы, способствующая своевременному усвоению произношения всех звуков родного языка и воспитанию фонематического слуха. В связи с этим следует отметить, что неправомерны высказывания педагогов о том, что в их обязанности не входит индивидуальная коррекционная работа по преодолению речевых нарушений. Поэтому воспитателям следует учитывать наличие детей, которым оказывается коррекционная помощь и, следуя рекомендациям учителя-дефектолога планировать с такими детьми индивидуальную работу. Мы не говорим о коррекции звукопроизношения, хотя на определённых этапах работы как закрепление звука в разговорной речи будет необходимо участие воспитателя и младшего воспитателя, так как они могут контролировать речь ребёнка в дошкольном учреждении.

Коррекционную работу воспитателям с детьми, имеющими речевые нарушения целесообразно реализовывать через дидактические игры индивидуальные и подгрупповые, которые способствуют устранению нарушений и закрепляют правильное речевое развитие у детей с нормальным речевым развитием.

Таким образом, планомерное и систематическое коррекционное обучение, тесно охватывающее, всех участников процесса будет способствовать повышению мотивации у ребёнка к преодолению речевого нарушения.

 

Подготовила:

учитель-дефектолог

Новицкая С.А.